Рисунок. Летняя практика -

Авторы:
Климов Э.М., проф., канд.арх., зав.каф. «Рисунок»
Топчий И.В., канд. арх., проф. МААМ, член-кор. АПО, директор подготовительных курсов
Ананьева О.П., проф. каф. «Рисунок»
Астахова А.В., доц. каф. «Рисунок»
Афанасьева Н.А., художник, преподаватель подготовительных курсов
Снежко С.Г., проф. каф. «Рисунок»


Описание курса
Рисунок – одна из тех дисциплин, которые, для их успешного освоения, требуют достаточной протяженности и достаточной концентрированности во времени. Его нельзя «выучить» за неделю перед экзаменом. Это связано с длительностью наработки умения видеть, понимать и графически воплощать увиденное. Причем, увиденное как внешним зрением /натурный объект/, так и внутренним /объект, представленный умозрительно/.

Объект изображения, то есть то, что мы рисуем, состоит, как правило, из объемов /предметов/ и пространств. Объемами могут быть здания, скульптуры, деревья, люди, автомобили, вообще любые предметы. Пространство это то, что находится между этими предметами, то, что ограничено этими предметами, и то, что нельзя изобразить без этих предметов. То есть это – ничто. В то же время это – все, так как предметы не могут существовать вне пространства. Пространство это среда обитания предметов, так как и то и другое имеет три измерения: высоту, ширину и глубину. А вот рисунок, который мы делаем на плоском листе бумаги, имеет только два измерения: высоту и ширину.

Если выразиться более научно, можно сказать, что Рисунок, по существу, это двухмерная графическая модель восприятия трехмерного объемно-пространственного объекта. А перевод с трехмерного на двухмерное изображение происходит сначала в голове рисующего, а затем уже фиксируется на листе бумаги. В этом одна из основных сложностей, для решения которой потребовался достаточно длительный период в истории Рисунка, связанный с изучением работы зрительного аппарата человека, и достаточно умные головы, например, такого гения, как Леонардо до Винчи.

Сегодня все несколько проще, мы пользуемся учебными пособиями, готовыми анатомическими атласами, знаем, как построить перспективное изображение и так далее. Но новые времена открывают новые ракурсы видения проблемы, ставят новые задачи.

Программы довузовской, да и вузовской, подготовки в основном рассчитаны на некоего среднего учащегося, способного их освоить за конкретный период времени. Для не готовых к предложенному графику предусмотрена некоторая «фора» – трехгодичные подготовительные курсы. Это позволяет несколько выровнять степень подготовленности контингента учащихся. Но есть, пусть и небольшой, процент будущих студентов с хорошими способностями, для которых предложенная интенсивность подготовки явно не достаточна и чревата излишней расслабленностью и потерей времени. Особенно это касается летнего периода, после которого обычно требуется еще целый месяц для того, чтобы «войти в форму». Думается, что настоящее пособие написано в основном для них. Умение планировать свое время, сочетать разумный отдых с рисованием и другой, необходимой и полезной для будущего профессионала, деятельностью это то, к чему нужно стремиться в период подготовки к учебе в институте.

Молодые люди, решившие посвятить себя искусству архитектуры, должны вырабатывать в себе особое художественное видение, чувство стиля, здравый вкус, отправной точкой которых является композиционная обоснованность, проще говоря – красота – природных форм и выполненные мастерами прошлого лучшие классические образцы рисунка, скульптуры и архитектуры. Постоянное пребывание в рисунке не только на учебных занятиях, но и постоянная тренировка умения видеть и мыслить через рисунок делает глаз человека тем самым точным инструментом, которым пользуется архитектор как творец, как художник. Из сказанного следует, что рисунок в довузовской подготовке будущих архитекторов имеет значение не только для успешной сдачи вступительных экзаменов, но является серьезным заделом для всей будущей профессиональной деятельности.

Для подготовки к сложившимся вступительным экзаменам в архитектурный вуз, в частности – в МАРХИ, требуется в среднем два года (плюс – минус год). Имеет значение то, с какого уровня будущий абитуриент начинает целенаправленную подготовку, а также – где и с кем он проходит эту подготовку. Решающее значение, тем не менее, имеют свойства личности будущего специалиста. Это природные способности к изобразительной деятельности, целеустремленность, работоспособность и организованность в работе. Надеемся, что настоящее учебное пособие поможет в этом.